• О проекте
  • Доска объявлений
  • Партнеры
  • Контакты
  • Подготовка молодых лошадей с Дэвидом Уайтманом

    1924

    Подготовка 5-летней лошади для участия в квалификационных тестах
    FEI Young Horse classes

    BY DAVID WIGHTMAN WITH PATRICIA LASKO • PHOTOS BY TERRI MILLERJUN 5, 2018

    На протяжении многих лет мне посчастливилось участвовать во всемирно известном международном чемпионате «Longines - FEI World Breeding Championships for Young Horses», который ежегодно проводятся в Европе для молодых лошадей (5-ти, 6-ти и 7-ми лет). Для нас очень важно посещать подобные мероприятия, это даёт возможность получать ценную информацию, сравнивая себя с европейским стандартом.

    С другой стороны необходимо помнить, что успех в развитии молодой лошади не зависит от того, попадёте ли вы на национальный или мировой чемпионат или нет. Он зависит только от правильности вашего обучения.

    Дэвид Уайтман  и Hotshot AF, 6-летний олденбургский мерин, принадлежащий Дэвиду и его жене Кэтлин Рейн Уайтман.

    Как говорится в пословице: «не так важна цель, как сама дорога», потому что тесты «FEI Young Horse» - это только шаг к развитию лошади уровня FEI, а позже, надеюсь, конкурентоспособной лошади на международном уровне по выездке Гран-при.

    Теперь давайте посмотрим на часть этого процесса, а именно на то, как тренировать лошадь для квалификационных тестов «FEI Young Horse» в категории до 5 лет, с января по август, когда проводятся национальные чемпионаты США и соревнования WBFSH в Европе.

    Предпосылки

    Начать я хочу с краткого рассказа о том, чего бы мне хотелось добиться в перспективе на ближайшие 3-4 года. 3-летняя лошадь уже должна уметь работать шагом, рысью и галопом под седлом. При работе на шагу я хочу  увидеть широкий шаг, это означает, что заднее копыто наступает поверх отпечатка, сделанного передним копытом с той же стороны. Лошадь не должна терять ритм, когда вы сокращаете шаг. Другими словами, при сокращении шага, движение должно быть прямолинейным, без отклонений в стороны. При движении на рыси я хочу видеть гибкость. Это означает, что лошадь, естественно, гармонично раскачивается, от зада через спину, как можно дальше подводя задние ноги под корпус.

    Галоп должен состоять из трёх чётких ударов копыт по земле, не слишком большим, но все же покрывать землю шагами. Слишком широкий галоп на этом этапе не позволит позднее сделать сбор, по мере продвижения к «Гран-При». Вам нужен галоп, который впоследствии можно собрать.

    В конце 4-летнего возраста лошадь должна красиво двигаться вперёд и двигаться при этом в контакте. Она должна быть немного согнута на 20-метровых вольтах и делать несколько уступок шенкелю от четверти линии до стенки, а также уже уметь немного работать контр галопом.

    Ежедневный тренинг пятилетней лошади. 

    Итак, сейчас январь, наша цель -  сделать нашу пятилетнюю лошадь одной из 15 лучших лошадей в стране, отобранных для участия в большом национальном чемпионате по выездке и молодым лошадям «Markel / USEF», который, обычно, проводится в августе  в центре конного спорта Lamplight в Уэйне, Иллинойс.

    Независимо от того, живете ли вы в теплом или холодном климате, первый вопрос, который вы должны себе задать, начиная тренировку в этом году: красиво ли двигается моя лошадь в контакте на шагу, рыси и галопе? Контакт должен ощущаться так, как  будто то при движении вперёд лошадь мягко тянет вас вперёд.

    Шаг: Обычно в ежедневной тренировке вы, вероятно, начинаете с шага в течение 10 минут на свободном поводе, прежде чем набрать повод и,  удерживая контакт начать рысь. Звучит хорошо, правда? Но я обнаружил, что часто лучше оставить прогулочную работу на конец тренировки. Помните, о том, что лошадь может быть скованной или напряжённой, особенно если на улице холодно. Так что иногда вместо первоначальной 10-минутной шаговой разминки  я сразу начинаю с рыси, или  даже с лёгкого галопа. Это может помочь снять напряжение. И только после того, как  лошадь расслабится, можно перейти к шагу на распущенном поводе.

    Каждый день я слежу за контактом с поводом, добиваясь прямолинейности движения на длинных стенках манежа.
    Углы: Углы являются краеугольным камнем хорошего результата в выездковых тестах. Поэтому важно уделить время тому, чтобы объяснить лошади, как правильно согнуть тело для приобретения баланса. Я начинаю этому обучать лошадь в феврале, перед углами добавляя переходы, рысь-шаг. Основная схема - приблизиться к углу на рыси. Примерно за 5 метров до поворота перейти в шаг. Пройти угол и затем снова перейти в  рысь. Потом я перейду в рысь, шаг, а затем сделаю уступку шенкелю от моей внутренней ноги и развернув шею внутрь угла. На этом этапе я не слишком переживаю о своей внешней ноге. Пройдя через угол, я снова выравниваю лошадь на длинной стороне манежа, добиваясь прямолинейности.

    Учим правильно проходить углы.Углы являются краеугольным камнем для получения хорошего результата в тестирование по выездке. Поэтому важно уделить время тому, чтобы объяснить лошади, как правильно согнуть тело для приобретения баланса.  Уайтман начинает преподавать это лошади, добавляя переходы рысь-шаг перед углами.

    Рысь: Как только я перехожу в рысь, я сосредотачиваюсь на устойчивом контакте с поводом – т.е. контакте, где я могу равномерно чувствовать рот лошади с обеих сторон. Контакт - это хорошо. Мы хотим, чтобы лошадь двигалась вперёд в контакте, и с этого момента мы можем начать работать над ритмом, прямолинейностью.
    Много раз лошадь будет хватать повод или бросать его. Если она схватит его, я сжимаю кулак и ногу, чтобы усилить давление. Если он уронит контакт, я ещё добавлю ноги и попытаюсь подтолкнуть её к контакту.

    В феврале я начинаю работать над  12-метровыми вольтами на учебной рыси. 12-метровые вольтами - ключ к равновесию лошади. Нет смысла делать маленькие 10-метровые, а 15-метровые будут слишком велики. Я буду делать порядка пяти, шести 12-метровых вольтов через день. Это хороший способ развить баланс и гибкость.
    Галоп / Контргалоп: На галопе и на шагу я хочу добиться контакта, при котором я могу следить за ртом лошади и двигаться вместе с ней. Я не хочу бросать повод. Я хочу, чтобы мои руки были упругими и следовали за ртом лошади, повторяя её движения.

    Теперь пришло время поработать над контргалопом. Я начинаю двигаться галопом по диагонали в направлении R или S. Затем я попробую поменять ногу, как только мы повернём (или проедем) на короткую стенку манежа. Не переживайте, если лошадь перейдёт в рысь. Если она это сделает, я просто продолжаю двигаться на рыси. Не останавливайтесь, так как это только усилит напряжение. На следующий день я снова пробую поднять лошадь в контргалоп. Если лошадь делает это на несколько метров дальше, я рад этому прогрессу.

    В феврале уже начинаю работать над контргалопом по короткой стороне манежа. Когда я перехожу в  контргалоп, ничего страшного в том, чтобы дать лошади возможность чуть больше согнуться, чтобы помочь ей сохранить контр галоп.

    Подключите бёдра: в 5-летнем тесте вам нужно уже уметь делать поворот на заду. Вот как я этому учу:

    1. Дома я иду мимо буквы «С» в угол на короткой стенке манежа и использую его, чтобы помочь научить лошадь поворачиваться на 180 градусов.
    2. Я делаю пол-оборота, используя внутренний повод и внешнюю ногу. Это нужно только для того, чтобы дать ей представление о том, чего я хочу. Я не переживаю, если поворот не идеален; это не будет. Моя цель - сделать поворот плавным, с заделом на будущее. Сохранение чувства движения вперёд - самая важная вещь.

    Я понял, что как только вы начинаете тренировать поворот на заду, вам нужно работать над этим каждый день. При этом не нужно делать 20 поворотов каждый день, достаточно двух или трёх. Поверьте, к тому времени, когда придёт август, лошадь уже будет уметь это делать. Но в феврале я все ещё активно поддерживаю (помогаю), следя за тем, чтобы лошадь поворачивалась вперёд от моих посылов. 

    Научить подключать задние ноги.
    Дома Уайтман идёт в угол на короткой стороне манежа и использует его, чтобы научить лошадь поворачиваться на 180 градусов. Уайтман делает пол-оборота, используя внутреннюю повод и внешнюю ногу. Это нужно для того, чтобы просто дать понять лошади представление о том, что мы от неё хотим. Он не переживает, если поворот не идеален; это не сама цель. Как отмечает Уайтман: «Главное, это то, что как только вы начинаете поворачиваться на задних ногах, вам нужно работать над этим каждый день. Делать два или три поворота достаточно.

    Переходы: Лошадь уже должна  уметь делать базовые переходы, но теперь нам нужно начать работу над переходами шаг – галоп, галоп – шаг. Это не так сложно, как вы думаете. Когда я впервые пытаюсь поднять лошадь в галоп с шага, моя единственная цель – это начать галоп. Я не концентрируюсь на том, сохраняется ли при этом хороший контакт или на том, что она сделает несколько темпов рыси. То же самое относится и к переходу с галопа на шаг. Если лошадь сделает несколько шагов на рыси во время перехода, то это нормально.

    Когда я перехожу с галопа на шаг, я просто начинаю осторожно тянуть повод, пока лошадь не перейдёт в шаг. Хотя тянуть за повод в выездке плохой тон, но не следует забывать, что это молодая лошадь, которая раньше этого никогда не делала. Я делаю переходы каждый день, и они от раза к разу становятся все более гладкими и ровными. Нам нужно, чтобы перед переходом лошадь подключила задние ноги. Таким образом, переходы в дальнейшем обеспечивают сбор (подготавливают к сбору) на галопе. Они подготавливают лошадь к развитию прямолинейности и сбору, которые ей понадобятся позже.

    Первые соревнования

    В январе мы хотим взглянуть на отборочные тесты, которые будут проходить в конце марта. Уже можно начинать изучение двух тестов  для 5-летних лошадей «FEI Young Horse», предварительный и финальный, которые используются для квалификации. В начале марта до нашего первого выбранного  турнира остаётся три недели, поэтому моя цель на этом этапе - спокойно пройти тестирование, укрепить уверенность в своих силах (поднять самооценку). Сейчас дома мы начинаем изучать схему тестов, чтобы понять, смогу ли я пройти тест без больших проблем, которые могут включать в себя неравномерный ритм на аллюрах и не растягивание спины (“not stretching over the back”). Если у нас возникнут вышеперечисленные проблемы, мы не поедем на тесты. Но нет ничего страшного в том, если вольт будет чуть большего диаметра или между переходами шаг-галоп или галоп-шаг лошадь сделает несколько шагов на рыси.

    Когда мы уже приехали на соревнования, и пришло время для теста, я готовлюсь проехать на рыси от точки «А» до остановки в «X». Очень важно начать на облегчённой рабочей рыси. Это поразит (приятно удивит) судей. Просто убедитесь, что облегчённая рысь  сбалансирована, а не неправильная прерывистая рысь, при которой задние ноги опускаются не одновременно с передними.

    Поэтому я выезжаю на манеж на рыси и позволяю лошади перед остановкой перейти в шаг и сделать один два шага. Вход должен быть прямым, и я всегда позволяю лошади после остановки также сделать шаг или два. Это идеальный способ начать тест на молодой лошади, потому что позволяет ей оставаться расслабленной и с заделом на будущее (в перспективе). Позже на собранной рыси должно быть больше вовлечения задних конечностей, чем в рабочей рыси.

    Двигаясь налево в букву «C», я готовлю лошадь к сбалансированному повороту перед серпантином. Как только я делаю поворот на первую петлю серпантина, я начинаю ехать на средней рыси, потому что я хочу показать рысь лошади судьям. Я замедляюсь на короткой стенке (надеясь, что это заставит среднюю рысь смотреться лучше). Поскольку на серпантине я ехал, как говорится, забегая вперёд, теперь мне нужно показать разницу в движениях на средней рыси.

    На шагу делаю большой хороший поворот на заду. Я не имею в виду огромный, просто чуть больше и с намерением ехать вперёд. Как только поворот закончен, я сразу делаю 10-метровый вольт влево. На вольту я стараюсь согнуть и сбалансировать лошадь. Я не хочу, чтобы это выглядело так, как будто я еду на мотоцикле!

    Поворачиваю налево к букве «E», далее направо на букву «B». Звучит легко, но это не так. Теперь я должен согнуть лошадь влево на левом повороте, а затем вправо на правом повороте, затем сделать вольт направо с балансом и хорошим сгибанием.

    Теперь, когда вольты закончены, я проезжаю немного вперёд и меняю направление на средней рыси. На этот раз я рискну и попробую сделать немного больше. Я хочу получить более широкую рысь (прибавленную, максимальную) при этом сохранив баланс и ритм. Когда вы дома работаете на средней рыси, делайте это, облегчаясь. Помните, вы едите на молодой лошади.

    Я хочу сделать спокойный переход на средний шаг в букве «C». Во время перемены направления по диагонали в H, я стараюсь следовать руками за лошадью, сохраняя при этом упругий контакт со ртом лошади. Повод должен быть длиннее, чем, если бы вы ехали на собранном шаге, но короче, чем на длинном поводу. Также я стараюсь держать затылок лошади  не слишком низко.

    Затем, на среднем шаге, на длинном поводе от H до P, я хочу, чтобы лошадь тянулась вперёд и вниз головой и шеей, пытаясь удержать нос вертикально. Когда я набираю повод, я стараюсь сохранять ритм шага в четыре удара и концентрируюсь на прямолинейности, подготавливаясь к переходу в галоп.

    Ничего страшного, если лошадь пройдёт немного без повода перед переходом в галоп. Теперь мы едим средним галопом по длинной стороне. Здесь я не слишком рискую. Я просто пытаюсь ехать вперёд и обратно назад, удлиняя шаг.

    Мы делаем полувольт, чтобы повернуть по центральной линии в направлении «E» перед началом контр галопа (по дуге). Здесь я не волнуюсь, если поворот немного велик. Пусть он будет немного больше, но при этом лошадь сохранила бы баланс. Помните, что это все ещё начало года.

    Далее переходим к контр галопу. Здесь я попытаюсь поменять ногу, сохранив при этом как можно больше баланса. Перед переходом в шаг я стараюсь подсобрать лошадь на галопе, и потом уже перехожу в шаг. Если лошадь сделает шаг или два – это меня  не беспокоит в данный момент. При переходе на галоп я думаю о прямолинейности. Я хочу быстрой реакции от моей ноги.

    Далее идёт средний галоп по длинной стороне. Здесь я больше рискую, потому что нет резкого поворота на центральную линию.

    Я меняю направление по короткой диагонали и перехожу в контргалоп с левой ноги. Особенно важно ехать на активном трёхактном галопе. Это не значит хода (неправильная прерывистая рысь). Теперь я делаю простую перемену ноги, думая о прямолинейности.

    Далее следует переход в рысь, затем удлинение шага на полувольт 20 -метрового круга. Здесь действительно важно, чтобы лошадь вошла в контакт. Я стараюсь следовать рту лошади вперёд и вниз, пока она растягивается (расширяется). Я хочу получить хорошую рабочую рысь с носом лошади перед вертикалью, пока мы поддерживаем контакт.

    Наконец, мы выезжаем на среднюю линию облегчённой рабочей рысью, останавливаясь в «X» и приветствуем судей.

    Если вы чувствуете, что у вас достаточно квалифицированная (готовая) лошадь, вы должны обязательно поучаствовать в квалификационных тестах «класс молодых лошадей», потому что очень важно получить отзывы о вашей тренировке и качестве аллюров.

    Удачи.

    Дэвид Уайтман – спорстмен (выездка), преподаватель и тренер Гран-при на своей ферме «Adventure Farm» в Мюрриете, штат Калифорния. У него плотный график мастер-классов по всей стране, и он тренировал многих молодых всадников на национальном и международном уровнях, в том числе занимал лидирующие позиции в европейском дивизионе до 25 лет. В 2017 году вместе со своей женой, олимпийкой США Кэтлин Рейн, он тренировал Алиссу Доверспайк и ее ганноверского мерина «Дариуса 555», чтобы выиграть престижный чемпионат США по конному спорту среди молодых лошадей 5-летнего возраста. Он встретил Кэтлин, когда они оба работали на олимпийца Хильду Герни. Через пять лет супруги поженились и начали собственный учебно-тренировочный бизнес. Он тренировался с Иоганном Хиннеманом, Деннисом Каллином и Кристиной Трауриг.
    2018 © spbhorses.ru