• О проекте
  • Доска объявлений
  • Партнеры
  • Контакты
  • Модели развития конного образования

    852

    В Санкт-Петербургском государственном аграрном университете вот уже более 12 лет ведется работа по развитию образования в сфере коневодства и конного спорта. Опыт в реализации дополнительных образовательных программ позволяет представить несколько моделей развития конного образования.

    Популярность конного спорта и коневодства в стране растет, вместе с тем, развиваются и конные предприятия, развивается индустрия конного спорта. На конные предприятия требуются грамотные специалисты, что позволяет развиваться учреждениям, оказывающим услуги в сфере конного образования.

    Развитие происходит не так быстро, как хотелось бы. Если нет фундамента, нет базы для становления и дальнейшего развития, то невозможно полноценно двигаться вперед и предоставлять услуги, требуемые сейчас на рынке. Конное образование не может масштабно и полноценно развиваться из-за отсутствия, в первую очередь, нормативной базы.

    Конное образование исторически не развито в России – нет образовательных учреждений, где можно получить серьезную разностороннюю подготовку по конным профессиям, так как нет нормативно-правовой базы для развития конного образования.

    Любое учебное предприятие работает на основе профессиональных стандартов и образовательных стандартов.
    Где сейчас учится наше подрастающее поколение, которое в будущем будет определять траектории нашего развития?

    На зооинженерных факультетах сельхоз вузов, на ветеринарии, по направлению физическая культура и спорт – ну это далеко не все, единицы, основная масса учится на любых направления, совершенно не связанных ни с коневодством, ни с конным спортом, ни вообще с лошадьми.
    По большому счету, у нас в стране есть один ФГОС, более менее подходящий по конному направлению – это среднее профессиональное образование «Тренер-наездник лошадей».
    Подготовка по всем другим направлениям дает лишь маленькую толику знаний и навыков, необходимых специалисту конного направления.

    Причем, не только ФГОС, но и программа развития племенного коневодства до 2020 г, предусматривает поддержку конных предприятий скакового и рысистого направлений путем субсидирования ипподромных испытаний, и нигде не предусмотрено развитие и продвижение коневодства спортивного направления, субсидирование испытаний лошадей спортивного направления.

    Обратите внимание, что во всех программах развития коневодства федеральных, региональных есть пункты, говорящие о нехватке квалифицированных специалистов, но ни в одной программе нет информации и предложения – каким образом необходимо осуществлять подготовку специалистов.

    Модель первая



    Рис.1. Модель первая. Исторически сформировалась в России.

    Отрасль коневодства производит лошадь, относится отрасль к Министерству сельского хозяйства. Учиться специалистам можно в аграрных и ветеринарных вузах страны, но только в основном по общим животноводческим направлениям: 36.03.02. «Зоотехния», 36.02.01. «Ветеринария», где мало часов отводится на коневодство.

    Конный спорт воспитывает и готовит спортсменов, тренеров. Конный спорт относится к Министерству спорта. Специалистов спорта готовят физкультурные вузы по направлению 49.04.01 «Физическая культура», но по данному направлению в вузах нет дисциплин по конному спорту и подготовке лошади. 

    А теперь посмотрим на взаимосвязь компонентов модели. Самая крепкая взаимосвязь между спортсменом, тренером и спортивной лошадью, иначе бы не сформировалась спортивная пара, не было бы конного спорта. Между коннозаводством и конным спортом взаимосвязь есть – но слабая, нужно больше взаимодействовать, вести совместную работу, как по выращиванию лошадей, так и по конному спорту и организации конноспортивных мероприятий. Связь между вузами по подготовке специалистов конной сферы практически отсутствует.

    Модель вторая



    Рис.2. Модель вторая. Дополнительное профессиональное образование

    Связь между коннозаводством и конным спортом мы стараемся осуществить с помощью программ дополнительного профессионального образования. Реализовывая программы по подготовке лошадей и всадников, ветеринарной помощи, кормлению, иппотерапии, физической культуре, семинары и мастер-классы – мы стараемся обучать специалистов конной сферы совместно, что позволит им в дальнейшем взаимодействовать в своей деятельности.

    Модель третья



    Рис.3. Модель третья. К чему стремиться.

    На рисунке 3 представлена модель, согласно которой специальное образование в конной сфере могут получать специалисты, необходимые для развития отрасли. Для реализации данной модели необходимо: разработка и внедрение профессиональных стандартов конкретно для специалистов коневодства и конного спорта; разработка и внедрение образовательных стандартов для специалистов коневодства и конного спорта. На основании профессиональных и образовательных стандартов могут создаваться колледжи и направления в вузах по коневодству и конному спорту. Для осуществления этой модели необходима взаимосвязь между Министерством сельского хозяйства и Министерством спорта путем реализации совместных программ, направленных на развитие отраслей коневодства и конного спорта, по вопросам выращивания лошадей и подготовки их в спорте. Согласно этой модели, отрасль получит квалифицированных специалистов, так необходимых сейчас для своего развития. 
    Программы же дополнительного профессионального образования должны лишь поддерживать квалификацию специалистов, которые свой базовый уровень подготовки получили в вузах и колледжах, обучаясь там после школы.  

    А пока этой модели не существует в нашей стране – поэтому возвращаемся к модели второй – рис.2.
    Развитие программ дополнительного профессионального образования сейчас – это один из механизмов и наш вклад в развитие коневодства и конного спорта.

    Канд. с.-х. наук Т.Н. ГОЛОВИНА
    Ст. преподаватель Е.А. НАЗАРОВА
    Тренер-преподаватель А.Ю. КРЫЛОВА

    2018 © spbhorses.ru